Город: Анжеро-Судженск
Учим уроки с ребенком. 1-4 класс
Не секрет, что в плане образования наша страна спустилась с первого места достаточно низко. Преподаватели чуть ли не каждый год пытаются перестраиваться под новые методики. Конечно, это не может не сказаться на качестве образования. И если школьники средних и старших классов уже сумели приспособиться к методикам обучения в принципе, то ученикам начальных классов приходится ох, как несладко. В связи с этим всё больше и больше ответственности за качество обучения ложится на плечи родителей. Но как суметь донести до ребенка то, что не смог донести преподаватель?
Это сложный, зачастую не образовательный, а именно психологический процесс. Требуется терпение, усидчивость и, конечно же, достаточный объем знаний, причем знаний, базирующихся не на основе первых четырех классов школы, а гораздо больший. Первая и весьма распространенная ошибка родителей заключается в их отстранении от образовательного процесса ребенка. И очень зря. Помните – именно в начальных классах закладывается основа образования, именно в это время ребенок учится учиться. Нет смысла объяснять, что если не понят материал в начальных классах, то в последующих он не будет понят тем более. Исходя из этого следует, что в первом классе учить с ребенком уроки нужно обязательно. Проверять домашнее задание, разбирать ошибки, объяснять – почему они возникли и как сделать, чтобы этих ошибок не возникало. Не нужно думать, что именно ваш ребенок абсолютный умница, и он сам со всем справится. Также не нужно думать, что образование – это дело преподавателей, а вы тут ни при чем. Это в корне неверно. Практика показывает, что нередки случаи, когда способный от природы ребенок при явном попустительстве родителей становится троечником без надежды подтянуть успеваемость. И, наоборот, из якобы отсталого ученика можно сделать отличника без ущерба для его психики.
Следующий немаловажный момент. Как уже косвенно говорилось выше, методики обучения меняются достаточно часто. Как следствие – меняется учебник, по которому будут учить детей. Но нынешнее время диктует потерю качества в погоне за количеством. Новые учебники зачастую пропускаются Министерством «в жизнь» без должной проверки. Почему это происходит – это тема отдельной статьи. Но этот абзац написан для того, чтобы понять, что некоторые учебники написаны настолько безграмотно, что даже родители иной раз ломают голову – что и как делать. А каково ребенку? Задача родителей буквально на пальцах объяснить, скажем, смысл задачи по математике. Если условие задачи сильно запутано – объясните по-простому. Если не получается, скажем, в задаче с ящиками – придумайте аналогичную задачку, но с упрощенным условием и в качестве предмета выберите понятную для ребенка вещь. Часто случается, что ребенок прекрасно решил бы задачу, но запутанность условия или непонятные для него слова приводят ученика в заблуждение. Отсюда невыученный урок и очередной небольшой по удар по психике школьника.
У каждого родителя свои методы воспитания и свои взгляды на будущее ребенка. Но большинство сходятся в одном – ребенок должен успевать отдыхать. Быстрая утомляемость и невыспанность на следующий день – не лучший помощник в овладении знаниями. Тут важно знать границу между обыкновенным капризом ребенка и утомленностью. Известно, что когда ребенок устал – усвоение урока сводится на нет. Наверное, и не нужно продолжать заниматься. Нужно дать отдохнуть хотя бы полчаса. И было бы очень неплохо, если этот отдых будет активным, то есть не перед телевизором и даже не за книгой.
И, конечно же, нельзя кричать на ребенка. Психологи отмечают, что настоящих причин для повышения голоса на своего малыша на самом деле крайне мало. В большинстве случаев мы просто срываемся. А теперь представьте это со стороны: вы – большой и грозный, имеющий все права, а с другой стороны – ребенок, маленький и беззащитный, у которого пока и прав то никаких нет. Уровень усваиваемости учебного материала снижается в разы, если при «объяснении» урока мы повышаем голос на ребенка. Тем более неприменимы фразы типа: «Какой ты тупой!», «Я в твои годы…», «Лучше бы ты был (не был)…». Когда закончилось терпение у родителя, настоятельно рекомендуется отвлечься обоим, развеяться. После короткого отдыха приступать к занятиям примерно со следующих слов: «Сейчас ты все поймешь», «Давай попробуем по-другому», «Расскажи мне – что ты понял из урока, чтобы я мог лучше помочь тебе». Учитесь расположить к себе ребенка, он должен вам доверять, а не бояться. И в этом случае нужно разговаривать на равных, чтобы он явно видел, что ему помогут.
Надеемся, Вам помогут наши сегодняшние советы! А как считаете Вы, обязательно ли нужно помогать школьнику начальных классов с уроками? Каким образом это следует делать? Поделитесь своим опытом.